Способы нейтрализации фальсификаций

  
Сообщений: 0
Методические рекомендации

Распространенные способы фальсификации итогов голосования и методы их нейтрализации.

Сразу по приходу на избирательный участок наблюдатель должен определить, кто из членов УИК с решающим и совещательным голосом реально представляет оппозиционные политические партии, а не администрацию района/города (если не удалось познакомиться с ними заранее, что весьма желательно). Надо постараться договориться с ними о взаимодействии. Следует апеллировать к ним при любых конфликтах с председателем УИК.

1. Способ подготовки к фальсификации:
При развертывании избирательного участка комиссия пытается размещением элементов оборудования УИК создать препятствия для наблюдения. Рядом с урной для голосования могут быть расположены средства пожаротушения, связи, стулья, тумбочки и т.д., для того, чтобы создать поводы для подхода недобросовестных членов УИК к урнам для вброса или перекрыть с их помощью зону наблюдения.

Противодействие:

• Придя на участок, следует добиваться удобной для целей наблюдения расстановки оборудования УИК – в первую очередь, убрать лишнее от урн для голосования (любые перестановки необходимо предварительно согласовывать с председателем УИК; после получения согласия – принять участие в перестановке).
• Урна для голосования и места для наблюдения за ней должны соотноситься между собой в пространстве так, чтобы между наблюдателем находящимся сзади или сбоку от нее в 1,5-2 метрах не было никаких препятствий для осуществления наблюдения. Если этого не удается добиться от председателя УИК, то следует обращаться в ТИК или по «горячей линии» в городскую прокуратуру.
• Надо попытаться обеспечить возможность прохода наблюдателей за спинами членов УИК, выдающих бюллетени (предложить отодвинуть столы на метр от стены (при наличии свободного места)).
• Старайтесь подключить к своим требованиям союзников из числа других наблюдателей и членов УИК от оппозиционных партий. Не удивляйтесь наличию у вас оппонентов среди наблюдателей,- они тоже будут и постараются занять ключевые позиции на участке.
• Каждый наблюдатель должен выбрать эффективную точку для своего поста наблюдения. Ставьте свой стул туда, откуда вам удобнее наблюдать за действиями УИК, при соблюдении условия, что он не мешает избирателям.
• Под особым контролем должен находиться член УИК, работающий с дополнительным списком избирателей. Надо также иметь в виду, что обзор веб-камер может временно перекрываться, поэтому необходимо заранее выявить условия возникновения «мертвых зону» для веб-камер и стараться предотвращать их формирование в процессе голосования.

2. Способ фальсификации:
Закладка бюллетеней в избирательную урну, в т.ч. под второе дно (в том случае, если урна непрозрачна).

Противодействие:

• Перед началом голосования потребуйте предъявить для грубого пересчёта полученные УИК бланки бюллетеней (обычно они сложены пачками по 50-100 штук). Если бюллетеней не хватает по сравнению с числом полученных от ТИК, то они либо уже вброшены в урны, либо приготовлены для вброса (лежат не в сейфе или ином месте хранения всех бюллетеней).
• Если наблюдателям предлагают через прорезь для опускания бюллетеней убедиться, что урна пуста, то следует добиться снятия крышки и проверить дно. Бывает полезно также перевернуть урну, если она уже была закрыта и опечатана к приходу наблюдателей, и потрясти.
• В течение дня наблюдатели должны подменять друг друга в наблюдении за урной. От урны нельзя отходить или упускать ее из виду до момента её вскрытия для подведения итогов голосования.
• У наблюдателя должен свой набор вспомогательных инструментов и принадлежностей, включая скотч, письменные принадлежности, фотоаппарат/видеокамеру/видеорегистратор, а также крестовую и шлицевую отвёртки среднего размера, которые в случае необходимости могут быть использованы для разборки непрозрачной урны старого образца.
Сообщений: 0
3. Способ фальсификации:
Закладка/вброс бюллетеней в переносные урны для голосования, до или после их использования по назначению.

Противодействие:

• Перед выносом с территории УИК переносные урны должны быть проверены так же тщательно, как и стационарная и опечатаны.
• Переносные урны при их выносе за пределы УИК обязательно должен сопровождать кто-то из наблюдателей. После возращения переносных урн на территорию участка, их следует разместить в зоне видимости наблюдателей и заклеить прорези для опускания бюллетеней полосками бумаги с подписями нескольких наблюдателей.
• Количество бюллетеней выданных группе представителей УИК, осуществляющих обход избирателей с переносной урной, должно соответствовать списку избирателей, обратившихся с просьбой организовать им голосование вне помещения УИК.

4. Способ фальсификации:
Получение на руки нескольких бланков избирательных бюллетеней одним лицом.

Противодействие:

• Необходимо постоянно следить за самим процессом выдачи бюллетеней. Это может быть затруднительно, если избирательный участок развернут, например, в узком коридоре школы.
• Применение данного способа фальсификации наиболее вероятно в начале и конце голосования, когда нет очередей из избирателей к столам УИК, невольно мешающих выдаче более одного бюллетеня в одни руки сами фактом своего присутствия.
• У избирателя участвующего в таком способе фальсификации может быть вложен в паспорт какой-нибудь опознавательный знак, типа календаря, он может быть лично знаком с доверенными членам УИК и может также обмениваться знаками или подходить к наблюдателям от партии власти, которые тоже, как правило, заранее знакомы членам УИК. Зачастую, это пожилые люди, голосующие за своих родственников или соседей, неучаствующих в голосовании.
• Нельзя исключать обращение одних и тех же людей в течение дня к одним и тем же членам УИК с целью получения бюллетеней за третьих лиц.

5. Способ фальсификации:
Незаконное получение нескольких фальшивых открепительных удостоверений одним лицом его голосование на разных участках. Обычно группы таких лиц формируются в количестве 15-20 человек. Наблюдателей должен насторожить факт наплыва избирателей, голосующих по открепительным удостоверениям в течение сравнительно короткого промежутка времени.

Противодействие:

• Выдача бюллетеней по открепительным удостоверениям должно осуществляться в полном соответствии с процедурой установленной инструкциями ЦИК.
• Право на участие в голосовании по открепительным удостоверениям предоставляется только для выборов федерального уровня. Бюллетени для выборов в органы местного самоуправления или в региональные органы власти лицам с открепительными удостоверениями не должны предоставляться в принципе.
• Данные лица с открепительным удостоверением должны вноситься в дополнительный список избирателей, количество фигурантов которого должно постоянно контролироваться наблюдателями и соотноситься с общим числом избирателей на участке. Если доля проголосовавших по открепительным удостоверениям на участке превышает хотя бы несколько процентов, то это является сигналом о фальсификации или применении административного ресурса (в том случае, если открепительные удостоверения настоящие).
• При наличии малейших сомнений необходимо привлекать к проверке подлинности открепительных удостоверений членов УИК с решающим голосом от оппозиционных партий и дежурных полицейских. Для надежности такого контроля органолептическими средствами необходимо наличие увеличительных стекол (лупы) позволяющих распознать фальшивые удостоверения, изготовленные с помощью цветных ксероксов или принтеров, путем проверки голограммы и печати. Последняя должна быть «мокрая», т.е. ее оттиск должен быть сделан штемпельной краской с помощью резиновой печати.
Сообщений: 0
• В случае выявления факта подделки необходимо силами наблюдателей и дежурного полицейского обеспечить задержание участника фальсификации. При прибытии полицейского патруля следует написать заявление о совершении преступления, предусмотренного ст.141. УК РФ. Следует так же получить отметку на копии заявления при его вручении представителю полиции. Ф.И.О. и звание полицейского должны быть зафиксированы наблюдателем.
• Рекомендуется сфотографировать самого нарушителя и фальшивое открепительное удостоверение с его паспортными данными.

6. Способ фальсификации:
Незаконное использование фальшивых свидетельств о временной регистрации по месту жительства избирателя. Получение нескольких фальшивых свидетельств о временной регистрации одним гражданином и его голосование на разных участках по заранее разработанному маршруту. 4 декабря 2011 г. такие группы формировались в количестве нескольких десятков человек, пребывавших на конкретные участки несколькими волнами.

Противодействие:

• Должен вызывать активное противодействие сам факт любой попытки получения бюллетеня, на основании явки временно зарегистрированного на территории УИК лица в день голосования, без подачи соответствующего заявления за три дня до него, как это предусмотрено законодательством.
• Необходимо основывать свою позицию на требованиях п.6 ст. 27 Федерального закона № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», согласно которым, граждане, находящиеся в местах временного пребывания, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением УИК могут быть включены в список избирателей по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в УИК не позднее, чем за три дня до голосования.
• Так как нельзя исключить и предварительную подачу заявлений в УИК обладателями фальшивых свидетельств о регистрации, то при их предъявлении необходимо проявлять к ним повышенное внимание, аналогичное голосованию по открепительным удостоверениям. По опыту выборов 4 декабря, признаками фальсификации являются: активное и групповое предъявление таких удостоверений молодыми людьми студенческого возраста; свежесть и незатёртость свидетельств, якобы выданных за несколько недель до голосования; отличный от настоящего цветовой оттенок и чрезмерная четкость печати воспроизведенной на бланке свидетельства, которая при внимательном изучении не явялется «мокрой».
• Помимо лупы, с помощью которой можно выявить искусственный характер воспроизведения печати, помочь разоблачению фальсификации может наличие у наблюдателей хотя бы одного образца настоящего свидетельства о временной регистрации, которое можно взять на время у друзей и знакомых.
Сообщений: 0
7. Способ фальсификации:
Члены УИК целой группой (и без открепительных удостоверений) сами участвуют в голосовании, «невольно» перекрывая обзор для наблюдателей, и параллельно осуществляют вброс.

Противодействие:

• Следует иметь в виду, что рассмотренные выше требования в отношении голосования лиц временного пребывающих на территории УИК распространяются и на членов УИК и наблюдателей, которые могут проголосовать на соответствующем участке, не нарушая требований законодательства только в том случае, если проживают непосредственно на его территории или имеют соответствующие открепительные удостоверения.
• Наблюдатели должны сами получить открепительные удостоверения для голосования в УИК, на которых ими осуществляется наблюдение с тем, чтобы с полным моральным правом настаивать на соблюдении указанного требования от членов УИК, не давая им тем самым им дополнительных возможностей для вброса.

8. Способ фальсификации:
Отметка якобы проголосовавших лиц в списках избирателей, которая должна обеспечить соответствие количества проголосовавших количеству бюллетеней в урнах с учетом вброса, ¬ один из важнейших элементов фальсификации с участием членов УИК. Для этого, на основании имеющейся в УИК информации о ФИО, адресах и паспортных данных избирателей постоянно не участвующих в выборах либо выбывших, но не вычеркнутых из списков избирателей, в них в день голосования доверенными лицами из числа членов УИК делаются пометки карандашом или невидимыми чернилами. В последнем случае заметить их можно подсветив ультрафиолетовым фонариком. Соответственно, необходимо, чтобы хотя бы у одного из наблюдателей был такой фонарик. Ближе к завершению голосования в помеченных строках списка избирателей(по фактической величине осуществленного или намеченного вброса) фальсифицируются их подписи.

Противодействие:

• До начала голосования (до 8.00) необходимо проверить (пролистать) списки избирателей (хотя бы по одному из сброшюрованных по тому или иному признаку книг (журналов) со списками на каждого наблюдателя). В книгах со списками не должно быть никаких пометок. В них могут быть только паспортные данные лиц получивших открепительные удостоверения на данном участке.
• В процессе голосования нужно следить, чтобы члены УИК не писали/ не отмечали в книгах учёта избирателей ничего, до тех пор, пока перед ними не сядет избиратель. Если член УИК что-то пишет или помечает в списке избирателей в отсутствие сидящего пред ним избирателя, то ему должны быть заданы соответствующие вопросы и получены удовлетворительные объяснения.
• Не менее двух наблюдателей должны независимо друга от друга, вести т.н. «шахматку»,– лист бумаги в клеточку, где в отношении каждого вновь пришедшего избирателя обводится одна из сторон клетки, на пятом – клетка перечеркивается и осуществляется переход к следующей клетке. Один из наблюдателей фиксирует всех избирателей получающих бюллетени у столов УИК, а другой – опустивших бюллетени в урну.
• В 10.00, 12.00, 15.00, 18.00 по местному времени необходимо сверять данные наблюдателей с данными УИК, подаваемые ею в ТИК. Если указанные данные сильно расходятся, то вброс либо уже произошёл, либо готовится и его надо ловить.
• Перед началом подсчета голосов, наблюдатели должны еще раз проверить списки избирателей и убедится, что итоговые записи в каждом из журналов сделаны ручкой (а не карандашом), что нет похожих подписей, необъяснимых пометок и исправлений. И только когда все списки пролистаны, поставлены необходимые подписи под сводными данными по каждому из них, а сами списки убраны в сейф, можно переходить к подсчету результатов голосования по бюллетеням.
Сообщений: 0
9. Способ фальсификации:
Вброс осуществляется в момент высыпания избирательных бюллетеней из стационарных и переносных урн на столы для подсчета голосов.

Противодействие:

• Необходимо внимательно наблюдать и снимать этот процесс на любую цифровую камеру. При обнаружении пачки заранее кем-то предварительно сложенных бюллетеней, следует сразу обратить на неё внимание присутствующих при подсчете голосов. При опускании бюллетеней по одному в щель урны случайное образование пачки невозможно. Надо потребовать, чтобы дружественные члены УИК с решающим голосом отложили эту пачку отдельно, как вброшенную и зафиксировать нарушение всеми доступными средствами, включая технические. Обычные избиратели перегибают каждый бюллетень в отдельности. При вбросе же в урну перегибается вся пачка.
• Если сфальсифицированные бюллетени подкладываются прямо на стол, они могут быть и неперегнуты. Поэтому до высыпания бюллетеней из урн следует подготовить столы, на которых будет производиться подсчет и потребовать убрать всё лишнее (сумки, пакеты и т.д.). Ни в столах, ни рядом с ними ничего не должно быть.

10. Способ фальсификации:
Сфальсифицированные бюллетени, которые не удалось вбросить, нередко прячутся в пачки неиспользованных бюллетеней и погашаются вместе с ними.

Противодействие:
После погашения неиспользованных бюллетеней необходимо обязательно проверить их пачки на предмет наличия сфальсифицированных бюллетеней с отметкой фальшивых результатов голосования.

11. Способ фальсификации:
Параллельная раскладка бюллетеней с голосами за различных кандидатов и/или параллельный подсчет голосов за разных кандидатов используется для переброса голосов в пользу одного из них.

Противодействие:

• Должно производиться объявление результата волеизъявления избирателя в каждом бюллетене, которые один за одним раскладываются в отдельные стопки по кандидатам, с визуальным контролем наблюдателями содержащихся в бюллетене отметок.
• Настаивать на подсчете голосов, начиная со стопки бюллетеней за кандидата партии власти, с тем, чтобы исключить возможность перекладки бюллетеней в эту стопку из других;
• После окончания оглашения результатов голосования в каждом бюллетене, можно предложить, чтобы подсчет бюллетеней в стопке по каждому кандидату осуществлялся путем перекладывания их по одному, (таким образом, чтобы наблюдатель мог повторно проконтролировать отметку результата голосования избирателя в каждом бюллетене).
• Ни в коем случае нельзя допускать одновременную раскладку бюллетеней по стопкам разных кандидатов и одновременный подсчет голосов за разных кандидатов.
Сообщений: 0
12. Главный способ фальсификации:
Переписывание (фальсификация) итогового протокола.

Противодействие:

• После составления и подписания протокола ответственными лицами УИК, необходимо потребовать от председателя УИК демонстрации его и увеличенной копии протокола на веб-камеру и публичного оглашения количества голосов избирателей, отданных за каждого кандидата.
• Необходимо всеми законными способами добиваться получения наблюдателями копии итогового протокола, оформленного по всем правилам (см. инструкцию ЦИК). Увеличенную копию протокола и сам протокол рекомендуется дополнительно сфотографировать. Одному из наблюдателей следует сопровождать доставку протокола в ТИК, остальным же рекомендуется оставаться в УИК (на случай оформления повторного («исправленного») протокола), пока представители соответствующих партий/кандидатов из ТИК не дадут сигнал отбоя.
• Наблюдатели должны иметь при себе чистые бланки итоговых протоколов на случай «внезапной» поломки множительной техники УИК. Необходимо также иметь в наличии бланки заявлений о нарушениях в ходе голосования.
• Сканы/фотографии протоколов должны быть опубликованы на специализированных интернет ресурсах, для сравнения с результатами ЦИК и составления полной картины фальсификаций
http://grakon.org/ - Гражданский контроль
http://svodnyprotokol.ru/ - Свободный протокол
http://ruelect.com/ru/
В начало страницы 
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.
 


 
Портал города Красноярска © 2024